Что такое телемедицина?
Если поискать понятие «телемедицина» в Википедии, в первой же строчке прочитаем такую информацию: «является одним из наиболее быстро растущих сегментов здравоохранения в мире (около 20% в год)». Если говорить простыми словами, телемедицина — это врачебные консультации онлайн. Пишешь медику в чате свою проблему, или созваниваешься с ним по аудио- или видеосвязи. Он анализирует историю болезни и анализы (если они уже есть), спрашивает о симптомах и объясняет, что с этим делать. Или рассказывает, какие обследования нужно пройти, чтобы получить диагноз.
Впервые такой подход начали использовать в Норвегии — чтобы охватить отдаленные районы, куда сложно добраться традиционной медицине. Потом подключилась Франция — там врачи дистанционно консультировали моряков.
Сейчас это общемировой тренд. Объём мирового рынка телемедицины за последние 5 лет вырос вдвое и уже достиг $35 млрд. По предварительным оценкам, в 2021 году он составит $40 млрд. 74% американских работодателей со штатом 200+ человек оплачивают своим сотрудникам полис, в который входит телемедицина. Почему эта сфера так стремительно растет? Разберемся по пунктам.
Почему это выгодно страховым?
1. Экономия средств
Каждый раз, когда застрахованный обращается к медику, страховая оплачивает эту услугу. Телемедицинская консультация обойдется страховой компании дешевле. К тому же, это поможет предупредить болезнь и не доводить ее до острых случаев, когда пациенту понадобится дорогостоящее лечение. Имея возможность обратиться к врачу онлайн, люди делают это при появлении первых же симптомов болезни. Так можно заранее пролечиться и не дотягивать до операции и других «запущенных» случаев.
2. Дополнительная услуга к полису
Телемедицина становится «must have» услугой для полиса страхования. Правда, некоторые страховые компании, утверждая что в их полис входит телемедицина, называют этим словом совсем не то. Иногда они имеют в виду, что застрахованный человек может связаться по телефону с медицинским ассистансом. Но речь не об консультантах страховой компании, а о врачах. Телемедицина — это возможность получить квалифицированную консультацию специалиста, не выходя из дома. Телемедицина от Dobrodoc+ уже входит в полисы страховых компаний Уника, Альфа страхование и Провидна. Компания ведет переговоры и с другими страховыми. Сотрудничество может быть в разных форматах. Например, вместе со страховой компанией UPSK клиника Dobrodoc+ запустила проект «Спортивная защита».
Это новая программа медицинского страхования для спортсменов. В полис входит выплаты при получении травм и консультации через мобильное приложение ДоброДок+.
«Идея внедрить такой подход у нас появилась после общения со спортивными ассоциациями и федерациями. Украинское законодательство обязывает участников спортивных соревнований страховаться от травмирования. Это делают “для галочки”, покупая самый дешевый страховой полис. В случае чего, спортсмены остаются незащищенными»,— рассказывает исполнительный директор мобильной клиники «ДоброДок+» Игорь Нестеров. Страховой полис обойдется застрахованому в 450 грн в год. Заключить договор можно для одного человека или для целой спортивной команды или ассоциации. Продуктом уже заинтересованы в Украинской ассоциации футбола и Федерации конного спорта Украины.
3. Проверка правильности назначений
Все назначения врачей сохраняются в базе, и страховая может легко проверить, насколько корректно врач назначил лекарства.
Бывает, что дорогостоящий препарат можно было заменить более дешевым аналогом. А некоторые лекарства можно было вообще не назначать. Учитывая, что покупка и доставка лекарств входят в полисы большинства страховых компаний, от назначений врачей напрямую зависят их расходы.
Денис Буряковский, сооснователь Dobrodoc+:
«Система позволяет нам и страховым компаниям, с которыми мы работаем, отслеживать качество работы врачей и анализировать множество внутренних метрик. Мы отслеживаем, сколько времени длилась консультация, скольким людям нужна помощь узких специалистов и довольны ли они результатом. Это удобно для страховых и помогает нам гарантировать качество».
Почему это выгодно компаниям?
В мае 2020 года мобильная клиника Dobrodoc+ запустила возможность оформления годовой подписки для корпоративных клиентов. Почему это выгодно?
1. Повышение лояльности сотрудников
Поиск по-настоящему хороших специалистов — это то, на что украинские компании тратят множество времени и денег. По данным rabota.ua поиск одного специалиста обходится в среднем до 24 тысяч гривен. Поэтому удержать в команде профессионала как можно дольше — задача номер один для многих компаний. Оплата страховки — уже даже не бонус, а то, что по умолчанию ждут от работодателя многие специалисты, особенно когда речь идет об IT-компаниях. В опросе, который в прошлом году провели в OLX-работа среди сотрудников украинских компаний, 29% ответили, что оплата страховки — то, чем работодатель должен их обеспечивать. Сотрудники, которые чувствуют заботу работодателя, дольше остаются в компании и готовы на более гибкие условия. Поэтому оплачивая медицинское обслуживание для своей команды, компания получает лояльных специалистов, которых сложно «схантить».
2. Экономия рабочего времени
Обычно сотрудники компаний ездят по врачам в рабочее время. Это, как минимум, 3-4 часа на то, чтобы добраться до клиники и обратно, посидеть в очереди и пообщаться с врачом. В случае с телемедициной, получить консультацию можно за 30 минут, не отходя от рабочего места.
3. Экономия денег
Телемедицина от Dobrodoc+ стоит от 50 гривен в месяц на каждого сотрудника. Такой цифры удалось достичь благодаря такому же принципу, как у страховых: платят все, болеют не все. Но цена самого бюджетного страхового полиса стартует от 2,5 тысяч гривен в год. Телемедицина может стать дополнением к полису, или экономной альтернативой (годовая подписка обойдется в 600 грн). Если компания не может себе позволить покупать полис, телемедицина — решение, которое подойдет даже самому низкобюджетному бизнесу, который хочет заботиться о сотрудниках.
4. Удобство и статистика
В Dobrodoc+ за каждой компанией закреплен свой менеджер. Он поможет управлять тарифными планами и решать всевозможные вопросы. Доступ к медицинским услугам по умолчанию доступен членам семьи. А еще у Dobrodoc+ есть медицинский консьерж 24/7 — позвонить можно даже ночью. Кроме удобного функционала для пациентов, в Dobrodoc+ есть личные кабинеты для владельцев бизнеса и эйчаров. Можно легко добавить или отключить сотрудника, а по окончании года — получить паспорт здоровья коллектива компании.
Денис Буряковский, сооснователь Dobrodoc+
«Сейчас на украинском рынке до десятка телемедицинских решений. Только некоторым удастся закрепиться надолго, но в ближайшие годы места хватит всем. Чтобы стать лидерами и непрерывно развивать сервисы, нам нужно продолжать инвестировать в это направление. Улучшать софт, интегрироваться в системы страховых компаний, медицинских учреждений, аптек и банков, и стать главным медицинским партнером для бизнесов, где основной актив — это кадры».
Почему это полезно самим сотрудникам?
1. Это быстро
Вместо того, чтобы записываться на прием, стоять в пробках и сидеть в очереди, можно пообщаться с медиком прямо из дома, с рабочего места, или находясь в командировке. Вместо того, чтобы гуглить «почему у меня болит в левом боку», можно задать этот же вопрос специалисту. Тот подскажет возможные варианты, уточнит детали, посоветует лекарства, а если нужно, выпишет направление на анализы и расскажет, какое обследование стоит пройти. Все это — в вашем смартфоне.
2. Сохраняется история
Бумажные выписки с диагнозами и назначениями теряются и рвутся. В медицинских картах, которые по-старинке выглядят как тетрадка с записями, сложно что-либо найти и понять. В системе Dobrodoс+ каждый врач после общения с пациентом оформляет свои рекомендации в электронном виде. Можно за несколько секунд к ним вернуться, перечитать, проанализировать и вспомнить, какие лекарства нужно купить. Разбирать сложный почерк врача не придется — о назначениях, написанных от руки, можно забыть, как о страшном сне. По запросу пациента можно оформить заключение на официальном бланке с печатью и подписью врача.
3. Не надо лишний раз контактировать с людьми во время эпидемии
Из-за карантина многие люди отложили плановые походы к врачу и предпочли потерпеть, если проблема не острая. Пока едешь в больницу и стоишь там в очереди, можно заразиться COVID. Онлайн-консультации минимизируют необходимость лишний раз пересекаться с людьми вживую. Это безопаснее и для самого человека, и для медиков.
4. Можно быстро расшифровать результаты анализов
Получаешь результаты анализов, в которых ничего не понятно, но следующий визит к врачу — только через неделю. Начинаешь гуглить и пугаешься.
Чтобы успокоиться и спокойно дождаться планового визита к врачу, можно сразу же после получения результатов анализов, отправить их к медику через приложение Dobrodoc+ и получить расшифровку.
5. Можно получить второе мнение
Уже были у врача, но не уверены, что его советы и назначения — оптимальные и правильные? Услышать другую точку зрения на свою проблему, уже имея на руках диагноз и результаты анализов, бывает полезно. А вдруг можно обойтись без рекомендованой операции, или пролечиться более щадящими препаратами. С помощью телемедицины получить альтернативную консультацию можно за полчаса.
6. Можно напрямую записаться к узкому специалисту
В системе Dobrodoc можно получить консультации терапевта, гинеколога, невропатолога, эндокринолога, ЛОРа, педиатра и других врачей. Не нужно тратить время на лишний поход к семейному врачу — записаться к узкопрофильному специалисту можно напрямую, без лишних посредников.
Как выбрать провайдера телемедицины из существующих на рынке вариантов?
На украинском рынке есть уже несколько клиник, предоставляющих телемедицинские услуги. Из них выделяются те, которые могут предоставить услугу комплексно и уже имеют опыт на медицинском рынке. Мобильная клиника «Добродок» с функцией вызова врача на дом работает в Киеве с 2017 года. Она задумывалась как Uber для врачей — человек может вызвать медика и наблюдать в приложении, как специалист приближается в вашему дому. В декабря 2019 года на рынке появился Dobrodoc+, который позволяет получать консультации врачей через приложение для iOS и Android. Сегодня мобильная клиника оказывает медицинские услуги крупным корпоративным клиентам и страховым компаниям, в частности, для «Альфа страхование», «Уника», «Провидна». С Dobrodoc+ можно работать через страховую, а можно заключить договор напрямую.
Чтобы подписать своих сотрудников на телемедицину от Dobrodoc+ пишите на почту [email protected]. Мобильное приложение Dobrodoc+ можно скачать здесь.